Сайт педагога учителя начальных классов Мочаловой Натальи Павловны
Использование технологии критического мышления на уроках.Использование технологии критического мышления на уроках. Приняв развитие мышления учащихся на уроке за приоритетное направление в своей педагогической деятельности, я обрела собственный смысл взаимодействия с учениками. Главным становится передача средств познания, т.е. методологии истории. Образно говоря - мои ученики получают «удочку», которую, согласно японской пословице, должен передать учитель, а «рыбу» они теперь могут ловить сами. Этой «удочкой» являются приёмы критического мышления. О технологии критического мышления я узнала, посещая открытые уроки коллег. Понравилась сама психология критического мышления – это направленное мышление. Помысли одного из авторов этой технологии Д. Халперна: «Критическое мышление – эти использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получение желаемого конечного результата». Я изучила литературу по этой теме: наиболее часто в практической деятельности обращаюсь к книге Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления на уроке», М.: Просвещение, 2004г. И пришла к выводу, что критическое мышление отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью. Данная технология позволяет решать задачи: - образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; -культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров; - информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; - социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание. В основе данной технологии лежит дидактическая закономерность – « вызов – осмысление – рефлексия». Технологический аспект критического мышления составляет базовая модель урока, которой пользуюсь и я, состоящая из трёх стадий. Первая стадия – вызов. Задача фазы: вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученики «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу. Главное – добиться того, чтобы ученики поняли. Что данная тема имеет непосредственное отношение к их реальной жизни. Вторая стадия – осмысление. Это ведущая стадия в построении урока. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знаний «старых» к знаниям «новым». Ученики читают (слушают) текст, используя активные методы чтения, делают пометки на полях, или ведут записи по мере осмысления информации. Третья стадия – рефлексия: Задача фазы: Возвращение к первоначальным записям, предположениям; происходит целостное осмысление, обобщение полученной информации; формируется у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому материалу; происходит поиск тем для дальнейшей работы. И всё же главным остаётся живое общение участников урока, где поддерживается интерес к предмету, создаётся атмосфера сотрудничества и творчества. На каждой стадии урока я использую определённые приёмы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность. Приведу примеры приёмов и стратегий, которые наиболее эффективно и часто использую в своей практике на уроках, классных часах, в творческих делах:
Затем можно в таблицу тезисно занести сведения из текста.
И- идентифицируй проблему Д- доберись до сути Е- есть варианты решения! А- а теперь за работу! Л- логические выводы Есть ещё другие интересные приёмы этой технологии, применяя которые я сделала свои уроки более увлекательными, содержательными и результативными. Очень важно уделять значительное внимание в ходе уроков созданию благоприятной психологической обстановки, позволяющей раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Использование элементов технологии критического мышления позволяют это сделать. В ходе занятий и во внеурочной деятельности я демонстрирую ученику свою открытость для общения, побуждаю ученика играть активную роль на уроке и быть уверенным в себе. Ученики на моих уроках активно участвуют в разговоре, выдвигают свои версии не боясь ошибиться. При этом я стараюсь избегать категоричных суждений, выводов. 24 октября 2022 в 16:38
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.