Сайт педагога учителя начальных классов Мочаловой Натальи Павловны

Использование технологии критического мышления на уроках.

Использование технологии критического мышления на уроках.

Приняв развитие мышления учащихся на уроке за приоритетное направление в своей педагогической деятельности, я обрела собственный смысл взаимодействия с учениками. Главным становится передача средств познания, т.е. методологии истории. Образно говоря -  мои ученики получают «удочку», которую, согласно японской пословице, должен передать учитель, а «рыбу» они теперь могут ловить сами. Этой «удочкой» являются приёмы критического мышления.

О  технологии критического мышления я узнала, посещая открытые уроки коллег. Понравилась сама психология критического мышления – это направленное мышление. Помысли одного из авторов этой технологии Д. Халперна: «Критическое мышление – эти использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получение желаемого конечного результата». Я изучила литературу по этой теме: наиболее часто в практической деятельности обращаюсь к книге Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления на уроке»,  М.: Просвещение, 2004г.  И пришла к выводу, что критическое мышление отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью. Данная технология позволяет решать задачи

- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

-культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

- социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.

В  основе данной технологии лежит дидактическая закономерность – « вызов – осмысление – рефлексия».

Технологический аспект критического мышления составляет базовая модель урока, которой пользуюсь и я, состоящая из трёх стадий. Первая стадия – вызов. Задача фазы: вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученики «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу. Главное – добиться того, чтобы ученики поняли. Что данная тема имеет непосредственное отношение к их реальной жизни.

Вторая стадия – осмысление. Это ведущая стадия в построении урока. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знаний «старых» к знаниям «новым». Ученики читают (слушают) текст, используя активные методы чтения, делают пометки на полях, или ведут записи по мере осмысления информации.

 Третья стадия – рефлексия: Задача фазы: Возвращение к первоначальным записям, предположениям; происходит целостное осмысление, обобщение полученной информации; формируется у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому материалу; происходит поиск тем для дальнейшей работы.

И всё же главным остаётся живое общение участников урока, где поддерживается интерес к предмету, создаётся атмосфера сотрудничества и творчества. На каждой стадии урока я использую определённые приёмы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

Приведу примеры приёмов и стратегий, которые наиболее эффективно и часто использую в своей практике на уроках, классных часах, в творческих делах:

  1. Разбивка на кластеры. Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Данный приём может быть использован как в индивидуальной, так и групповой работе, на любой из трёх стадий.
  2. Синквейн. Стихотворение – пятистишье
  3. Маркированная таблица «Знаю, хочу узнать, узнал»
  4. Чтение со стопами. Учащиеся читают определёнными кусками, а после прочтения отвечают на вопросы учителя и только после этого читают дальше. Вопросы должны подталкивать учащихся анализировали и интерпретировали информацию, выдвигали собственные предположения.
  5. Инсерт – чтение с пометками: «V»-уже знал, «+» - новое, «-»  -думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы.

Затем можно в таблицу тезисно занести сведения из текста.

  1. Дерево предсказаний. «Ствол дерева»-тема, «ветви»- предположения, «листья» обоснования этих предположений.
  2. «Тонкие» и «Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…?

Что…?

Когда…?

Как звали…?

Верно ли…? И др.

Дайте три объяснения, почему…

Почему вы думаете….?

В чём различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

  1. Сводная таблица.
  2. Стратегия «Идеал»:

И- идентифицируй проблему

Д- доберись до сути

Е- есть варианты решения!

А- а теперь за работу!

Л- логические выводы

Есть ещё другие интересные приёмы этой технологии, применяя которые я сделала свои уроки более увлекательными, содержательными и результативными.

Очень важно уделять значительное внимание в ходе уроков  созданию благоприятной психологической обстановки, позволяющей раскрыть творческий  и интеллектуальный потенциал учащихся.  Использование элементов  технологии критического мышления позволяют это сделать. В ходе занятий и во внеурочной деятельности я демонстрирую ученику свою открытость для общения, побуждаю ученика играть активную роль на уроке и быть уверенным в себе. Ученики на моих уроках активно участвуют в разговоре, выдвигают свои версии не боясь ошибиться. При этом я стараюсь избегать категоричных суждений, выводов.

24 октября 2022 в 16:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.